Из чего состоит статор
Статор является одной из составляющих генератора и вместе с ротором отвечает за выработку электроэнергии, питающей все системы скутера. Сам статор состоит из:
- каркаса округлой формы с отверстиями для проводки и несколькими сегментами (их количество зависит от модели скутера);
- проволочной обмотки;
- проводов соединения;
- высоковольтной и зарядной катушек;
- специального покрытия верхних плоских частей сегментов, взаимодействующих с ротором.
Принцип работы системы генератора состоит во взаимодействии рабочих поверхностей ротора и статора. Установленный на цапфу коленчатого вала ротор, выполненный в форме закрытого цилиндра, вращается вместе с ним. При этом расположенные по кругу сегменты статора взаимодействуют с магнитами ротора, создавая сильное электромагнитное поле. Зарядная катушка вырабатывает напряжение, которое питает катушку зажигания, аккумуляторную батарею и другое электрооборудование, обеспечивая среднее напряжение бортовой сети в 13 - 15 вольт.
Диагностика неисправностей статора
Визуально поломку статора можно определить только в случае снятия его со скутера да и то, если проволока обмотки поменяла свой цвет или присутствуют видимые ее повреждения (обрыв).
Диагностика всего электрооборудования производится мультиметром или по другому тестером, который можно применять для замеров напряжения, тока и сопротивления. При проведении измерений нужно соблюдать все правила работы с электроприборами, ведь высоковольтная катушка и силовой кабель выдают опасное для жизни электричество.
Для измерения выходного напряжения генератора необходимо:
- демонтировать разъемы;
- подключит к разъемам тестер;
- запустить двигатель на холостых оборотах;
- зафиксировать показатель тестера (приемлемым будет результат около 5 вольт).
Замерить выходное напряжение коммутатора можно, производя следующие операции:
- соединить провода коммутатора с проводкой статора;
- отсоединить клемму первичной катушки зажигания;
- зафиксировать один вывод на заземлении двигателя, а второй - на высоковольтном проводе;
- запустить движок;
- выставить мультиметр в режим постоянный ток и измерить напряжение;
- присоединить провод коммутатора к катушке
- замерить средне выходное напряжение (показатель - приблизительно 200 вольт).
Проверить, заряжается ли аккумулятор от генератора можно следующим образом:
- хорошо прогреть двигатель и выключить зажигание;
- снять показания, присоединив клеммы тестера к выводам батареи;
- запустить двигатель и зафиксировать изменения;
- включить фары и опять снять показания мультиметра (колебания должны быть в диапазоне от 16В до 14В).
Чтобы проверить обмотку статора следует выставить тестер в режим проверки сопротивления и провести следующие манипуляции:
- присоединить клеммы к бело - красному проводу и заземлению (показатели должны соответствовать от 0,5 до 0,6 Ом);
- поменять клеммы и измерить сопротивление между заземлением и бело - красным проводом (норма от 0,6 до 1,1 Ом).
Проверка работы деталей генератора без нагрузки проводится следующим образом:
- необходимо выставить тестер для измерения переменного тока;
- отсоединить контакты магдино;
- запустить двигатель и разогнать его до 5000 об/мин;
- измерить показания между заземлением и бело - красным проводом (допустимое значение не более 65 вольт).
Показания приборов, полученные при диагностике и существенно отличающиеся от приведенных выше, свидетельствуют о неисправностях деталей генератора (ротора или статора).
Замена статора генератора
Чтобы добраться до статора генератора и снять его необходимо:
- снять боковой обвес скутера;
- снять защитный кожух системы охлаждения;
- снять крыльчатку;
- зафиксировать коленвал и открутить гайку (в качестве стопора лучше применить фиксатор колокола сцепления);
- закрутить съемник ротора на валу и вращать его в правую сторону пока он не снимется с вала;
- освободить от креплений и снять датчик холла и специальные пластины;
- отсоединить все провода;
- открутить крепежные болты и снять сам статор;
- заменить неисправную деталь новой;
- очистить все механизмы и детали разобранных систем от пыли, частичек мусора и продуктов работы деталей;
- произвести сборку в обратном порядке, соблюдая все правила ремонта скутера (важно не терять болты и не путать их местами);
- опробовать скутер в рабочем режиме.
Для каждой модели скутера предусмотрен свой статор, который отличается от других строением, формой, техническими характеристиками. Однако в редких случаях можно применять и аналоги, если они максимально подходят для конкретного скутера. Купить оригинальные статоры или качественные аналоги для распространенных моделей скутеров можно на сайте по приемлемой цене.