Для передвижения скутера в темное время суток служат передняя фара и задний стоп - сигнал. А для предупреждения остальных участников движения о совершении маневра обгона или поворота предусмотрены поворотные огни. Однако в темноте непрерывный сигнал поворота сзади скутера будет сливаться со светом стопа и другие водители его просто не заметят. Для этого и предусмотрен мигающий вариант поворотов на всех транспортных средствах. А чтобы это было возможно - в системе подачи электричества на лампочки поворотных фар установлено специальное реле. Значит, основным предназначением реле поворотов скутера (как и любого другого транспортного средства) является обеспечение прерывистой подачи электричества на лампочку. Именно вследствие этого она и мигает с определенным интервалом.
Штатное реле поворотов скутеров самых распространенных моделей состоит из:
- удерживающей обмотки;
- притягивающей обмотки;
- конденсатора;
- резистора;
- пластикового корпуса;
- креплений и проводки.
Принцип работы реле и уход за ним
Как и устройство самого реле, принцип его работы максимально прост. Поступающий в узел ток идет через обе обмотки реле и служит для заряда конденсатора. При достижении конденсатором заряда определенной мощности ток, текущий через притягивающую обмотку станет достаточно сильным для срабатывания реле. При этом удерживающая и притягивающая обмотки разъединяются. После этого конденсатор разряжается с помощью удерживающей обмотки до определенного уровня. Реле отключается, и весь рабочий цикл повторяется снова. Назначение резистора в этой схеме - разрядить конденсатор при отключении электропитания скутера (а значит его полной остановки).
Реле поворотов в эксплуатации почти ничем не отличается от остального электрооборудования. Это значит, что и уход за ним требует тех же условий и манипуляций, что и все электрические приборы скутера, а именно:
- предохранение устройства от проникновения влаги внутрь корпуса;
- предотвращение попадания химических или других агрессивных веществ на провода и соединения этого узла;
- ударов, сжатия, давления или других механических воздействий на корпус устройства, которые могут повлечь его повреждения или порчу;
- предотвращения перегрузок в цепях электрического питания скутера и, как следствие, короткого замыкания, что неизменно приводит к выходу из строя данного узла системы освещения.
Кроме того, реле, как и другие детали и системы скутера, необходимо содержать в чистоте, то есть периодически проводить протирание и обработку специальными средствами от грязи, пыли и наслоений маслянистых веществ.
Виды повреждений, порядок разборки и замена реле поворотов
Основными показателями частичного или полного отказа реле поворотов являются:
- нестабильное или более частое включение (мигание) лампочек поворотов;
- невозможность включить повороты (лампочка не реагирует на переключатель);
- лампочки поворотов включаются, но не мигают (просто горят и тухнут только после выключения).
Если подобные симптомы проявляются при полной работоспособности ламп и проводки - значит пришла пора заменить реле поворотов. А для этого, естественно, необходимо разобрать ту часть скутера, которая мешает свободному доступу к данному узлу. В разных моделях скутеров расположение реле может варьироваться от пространства под передним пластиком до задней части транспортного средства. В зависимости от этого и проводится разборка передней или боковой частей скутера.
При разборке скутера для замены реле необходимо:
- установить скутер на ровной поверхности на центральную подножку;
- определить расположение реле на данном скутере, руководствуясь инструкцией по эксплуатации;
- открутить и снять пластик в месте расположения реле;
- освободить деталь от хомутов крепления (в большинстве случаев они резиновые);
- извлечь деталь;
- аккуратно отсоединить пластиковый разъем реле (он может быть как с дополнительной проводкой, так и без нее);
- подключить новое реле к бортовой сети;
- установить деталь на место и зафиксировать ее с помощью хомутиков;
- установить снятый пластик на место и надежно прикрутить его фиксирующими болтами.
Процедура замены реле поворотов - один из самых простых видов ремонта скутера, с которым справится даже неопытный начинающий водитель - владелец.
Однако при проведении замены реле поворотов не следует пренебрегать общими правилами для всех видов ремонта скутеров, а именно:
- перед началом разборки нужно тщательно очистить, помыть и просушить скутер (особенно труднодоступные места и места максимально подверженные воздействию грязи);
- проводить ремонт в чистом помещении и только с использованием чистых инструментов (ключей, отверток, емкостей);
- следует запастись емкостью (или несколькими) для складывания мелких деталей (болтов, гаек, уплотнительных колец).
После установки нового реле нужно проверить его функциональность, проехав на скутере некоторое расстояние.