Для чего нужен коммутатор и как он работает?
Коммутатор скутера служит для передачи заряда генератора на высоковольтную катушку системы зажигания. Кроме того он накапливает электроэнергию, повышая ее до 400 В и в нужные моменты порциями подает ее на катушку зажигания.
Коммутатор представляет собой прямоугольную коробочку (иногда с ребристой поверхностью) и четырьмя (иногда шестью) контактами пластинами, которые соединяют коммутатор с узлами электрической системы, системы зажигания и системы запуска двигателя скутера.
Схемы соединений и контактов коммутаторов разных моделей отличаются между собой, однако есть и общие детали для всех видов этих агрегатов, а именно:
- конденсатор (накапливает энергию);
- тиристор (обеспечивает передачу определенной порции электричества на высоковольтную катушку);
- прямоугольный корпус (в него помещены все детали схемы);
- индукционный датчик (определяет время подачи импульса на катушку зажигания и отсутствует в некоторых моделях);
- выводы и клеммы (для подсоединения к другим системам);
- проводка (для соединения деталей внутри корпуса, а так же подсоединения клемм к выводам коммутатора).
Принцип работы этого узла заключается в следующем:
- от генератора, через катушку, напряжение попадает в коммутатор;
- конденсатор накапливает его до показателей от 100 В до 400 В;
- тиристор в определенный момент замыкает цепь на катушку зажигания и передает напряжение в течение некоторого времени;
- после передачи заряда тиристор размыкает цепь.
Высоковольтная катушка увеличивает мощность импульса до 6 тыс. - 20 тыс. вольт и через силовой кабель подает его на свечу.
Виды коммутаторов и правила их эксплуатации
Для каждой модели скутера коммутатор выполнен по индивидуальной схеме, которая может и существенно отличаться по конструкции от других, а может разниться только незначительными деталями. То есть некоторые коммутаторы могут служить как аналоговые для моделей, имеющих похожие схемы (устройство) систем зажигания. Основные отличия моделей коммутаторов заключаются в:
- наличии или отсутствии (в редких случаях встречается) индукционного датчика;
- совмещении или раздельном моделировании катушки и коммутатора;
- способа питания (напрямую от генератора или через аккумуляторную батарею).
Для нормальной работы коммутатора, а следовательно и всей системы зажигания очень важно следить за состоянием проводки и целостностью контактов. Любое нарушение в проводке цепочки "замок зажигания (или кик - стартер) - генератор - свеча" может привести к отсутствию искры. Поэтому так важно хоть изредка обращать внимание на проводку во время осмотров. Провода должны быть правильно проложены, не повреждены, зафиксированы (не должны болтаться), контакты надежно соединенные, и заизолированы (при необходимости).
Особое внимание следует уделять всей электрической системе скутера, в особенности ее перегрузкам. Поэтому следует задуматься при подключении дополнительной (тюнинговой) фары, мощной акустической системы или "крутого" видео регистратора. Дело в том, что у большинства скутеров зажигание находится в общей системе электропитания и при ее перегрузке или замыкании, коммутатор не выдерживает перепада напряжения и сгорает.
Рекомендуется менять коммутатор примерно через каждые 5000 километров или раз в год, хотя очень многое зависит от интенсивности эксплуатации и надежности самого коммутатора скутера. Желательно возить с собой исправный новый коммутатор. Это поможет избежать неприятностей в случае отказа данной детали скутера вдали от жилья и ремонтных сервисов.
Как проверить исправность коммутатора и заменить его новым?
Если скутер глохнет без причины, а по прошествии некоторого времени опять заводится - следует проверить исправность системы зажигания и в частности коммутатора.
Чтобы проверить его работоспособность следует произвести разборку передка скутера.
Для этого необходимо:
- зафиксировать скутер на центральной подножке;
- открутить болты обвеса скутера (у большинства моделей переднего "клюва") и снять его;
- вынуть коммутатор движением вверх из фиксирующих пластин;
- отсоединить все провода или клеммы контакта коммутатора;
- снять защитную резину.
Самым распространенным способом проверить исправность этого узла - поставить коммутатор на исправный скутер и завести его. Если деталь исправна - рабочий скутер заведется без проблем и его работа будет стабильна. Если же коммутатор вышел из строя - скутер просто не заведется. Это значит, что данная деталь подлежит замене новой. Купить оригинальные коммутаторы к скутерам различных моделей можно на сайте по привлекательной цене. Если необходимой модели коммутатора нет в наличии - можно подобрать подходящий аналог, ничем не уступающий оригиналу. Легких всем ремонтов и приятного времяпровождения!