Если управляемость мотоцикла стала давать сбои: азы для спортбайкера

13 июля 2021

Когда мотоконь был совсем новый, он прекрасно входил в очередной поворот и отлично держал курс в заданном направлении. Но прошло время, и водитель стал замечать, что произошли изменения (и не в лучшую сторону). Мотоцикл перестал слушаться, а тряска стала постоянным спутником. Не стоит паниковать и бежать покупать дорогостоящие запчасти для мотоциклов, иногда неполадки можно диагностировать и устранить самостоятельно.

Первым делом следует проверить давление в мотошинах. Если имеется спущенность, то мотоцикл и маневрировать будет хуже: переднее колесо постоянно стремиться вернуться на исходную траекторию. Если же присутствует обратный недостаток, то мотоцикл будет резко дергаться, как только под колесами окажется малейшая кочка.

Также причиной плохой управляемости может стать изношенность резины. Особое внимание следует уделить центральной части покрышек, поскольку именно ей свойственно «лысеть» первой. Если необходима замена, то не стоит покупать те запчасти для мотоциклов, которые даже на несколько миллиметров не соответствуют первоначальным требованиям. В случае резины тоже, шире не означает лучше.

Качество резины удовлетворительное? Тогда начинаем проверять прямолинейность накачки колес. Если присутствует хотя бы малейшее отклонение, то мотоцикл будет тянуть либо на левом, либо на правом повороте. Чтобы исправить неполадку, необходимо правильно установить заднее колесо. Для этого понадобиться только ровная доска. Поскольку у всех спортивных байков колеса имеют разную ширину, то нужно приложить эту ровную планку к плоскости заднего колеса и измерить расстояние от края доски до передней резины. Причем переднее колесо должно при этом стоять максимально ровно. То же самое следует провести с другой стороны. Эти два расстояния должны быть абсолютно одинаковыми, что указывает на правильную геометрию байка. Если такого равенства не наблюдается, то необходимо выставить колеса до полного соответствия.

Иногда случается такое, что геометрия колес выставлена правильно, а управляемость не улучшается. Тогда причина может быть в том, что либо передняя вилка, либо рама, либо задний маятник существенно деформированы.

Дальше причину нужно искать в подшипниках рулевой колонки. Поскольку в их функциональные обязанности входит нести на себе почти половину всего веса мотоцикла, а вращаться они должны легко и непринужденно, то их сопротивление должно быть минимальным. Как только подшипники плохо отрегулированы, сразу же ухудшается управляемость мотосредством. То же самое можно сказать и в том случае, когда износ подшипников «налицо» или имеется незатянутость. Рулить в этом случае уверенно, вряд ли получиться, поэтому необходимо либо провести настройку либо заменить эти запчасти для мотоциклов.

Определить «вину» подшипников можно по характерному стуку, который появляется в момент торможения или переезде через неровности. Также можно вывесить переднее колесо, и взявшись за низ подвижных труб, немного их толкнуть. Если раздастся стук, значит вилка все-таки болтается.

Еще хуже, если подшипники будут перетянуты. В этом случае мотоцикл будет покачиваться из одной стороны в другую, и придется постоянно подруливать. Необходимо еще раз подвесить переднее колесо и повернуть руль до самого упора в сторону, применяя небольшой нажим. Если чувствуется даже небольшое заедание, то это сигнал к проверке подшипников. Они либо сношены, либо перетянуты.

После этого желательно проверить и остальные подшипники в системе. Если износ имеется и в подшипниках колес, то езда будет неустойчивой из-за постоянного колебания руля. В этом случае никакой самодеятельности с ремонтом, а лишь полная их замена исправит ситуацию.

С подшипниками задней подвески все будет значительно сложнее. Систему рычагов управления составляет несколько узлов, а общая прогрессивная характеристика формируется за счет игольчатых подшипников. Их необходимо регулярно смазывать, иначе их подвижности надолго не хватит. О неполадке может свидетельствовать некий скрип при работе. Диагностировать эту неполадку можно, вывесив заднее колесо и покачивая маятник. Не должно ощущаться никакого свободного хода и люфта. Если такое ощущается, то замена подшипников есть обязательной.