Ролики вариатора и их роль в достижении скутером максимальной скорости

1 мая 2021

Среди скутеристов часто можно услышать такое утверждение, что только ролики, имеющие большую массу, смогут обеспечить скутеру максимально возможную скорость. Чтобы решить, все ли так просто, необходимо вначале детально разобраться, только ли эти мотозапчасти и их вес играют ключевую роль. Или есть что-то еще, о чем нужно обязательно знать. Конечно, существенно измененный в ходе эксплуатации ролик вариатора вполне способен снизить максимальные обороты скутера, и в данном случае его необходимо срочно заменить. Но это правило относится к любой мотозапчасти скутера, которая износилась в процессе работы техники.

Если ролики вариатора износились

Скутер может перестать набирать положенную ему по техническим параметрам скорость по многим причинам. И одной из них как раз и является износ роликов вариатора. Это особенно характерно для тех случаев, когда скутер сразу после покупки выжимал свои положенные 60 км/час (это касается моделей с 50 кубовым объемом двигателя), а через время постепенно стал сбавлять обороты.

Здесь присутствует два основных фактора – это изменение геометрической формы мотодетали и ее веса. Ролик может из круглого превратиться в квадратный (или даже в треугольный). Неважно какую форму он принял. Главное, что она уже не соответствует первоначальной конфигурации, в результате чего ролик уже не плотно прилегает к канаве, а скользит в ней. Проверку роликов вариатора необходимо проводить через каждые 4 000 км пробега. Качественные модели могут прослужить намного дольше, но за ними тоже необходимо постоянно наблюдать, фиксируя все изменения и первые появления дефектов.

Для обычной езды вполне подойдут недорогие китайские ролики, которые просто необходимо будет периодически менять. А вот для серьезного тюнинга следует обратить внимание на более дорогие модификации.

Как правильно подобрать ролики для вариатора

Малый вес роликов вариатора не должен заставлять думать, что они являются чем-то второстепенным. Эти мотозапчасти в скутере выполняют очень важный объем работ, участвуя в создании ускорения и наборе максимальной скорости. Их работа базируется на возникновении центробежной силы, появляющейся в момент работы коленвала. Они расходятся друг от друга, и чем выше скорость, тем дистанция между ними больше. При максимальной скорости давление роликов на чашу вариатора сильно увеличивается, в результате чего последний с большей силой выталкивает ремень.

Двухтактные модели скутеров практически всегда работают на максимальных оборотах, и это условие должно сохраняться на протяжении всего цикла ускорения. Так вот, всю эту задачу и выполняют ролики вариатора. Поскольку трансмиссия скутера автоматически изменяет передаточное число, то двигатель должен работать на определенных оборотах в каждый период своего цикла, в свою очередь выдвигая ролики на требуемый радиус.

Ролики очень большой массы надавливают на чашу вариатора уже на низких оборотах, и динамика падает. Но максимальная скорость все равно достигает своего пика.

Ролики, которые отличаются малой массой, все делают наоборот, двигатель немного перекручивается. Скорость тоже выходит на свои максимальные показатели, но опять-таки не вовремя. Динамика опять нарушена, потому что стартует скутер очень резко. Но уже после скорости в 30 км/ч его обороты уже не будут соответствовать требуемым. Они будут настолько превышать норму, что веса грузов уже будет просто не хватать для того, чтобы вовремя выдвигать ремень вдоль вариатора. Итогом будет ситуация, что скутер просто не наберет максимальную скорость совсем. Чтобы исправить ситуацию, обороты двигателя необходимо увеличить, а это без замены коммутатора на тюнингованную модель сделать будет невозможно.

Вывод один. Вес роликов вариатора необходимо выбирать только оптимальный. Следует учитывать такой нюанс: изначально устанавливать новые следует не четко по инструкции, а выбирать вес на полграмма меньше. Производители очень часто (практически всегда) специально снижают разгонную динамику, стараясь увеличить безопасность. А лучше всего выбрать несколько комплектов роликов, которые имеют разный весовой диапазон, и путем подбора установить тот, который будет подходить оптимальнее.

Никогда не устанавливайте ролики от разных комплектов, потому что мотодетали разной массы приведут к дисбалансу коленвала и повышению выбрации. Все производители скутеров в руководстве по обслуживанию и эксплуатации обязательно указывают рекомендованные значения для каждой конкретной модели, поэтому нельзя руководствоваться принципом, попробую, а вдруг подойдут. Отклонения возможны лишь на полграмма в сторону «минуса»), в результате чего динамика скутера может даже немного «оживиться».

Но не стоит гнаться за массой роликов. Как было описано выше на параметр максимальной скорости такая замена никак не повлияет, а вот ухудшить динамическую составляющую может вполне.