.
Загрузка
Санкт-Петербург
Ваш город Санкт-Петербург?
г. Санкт-Петербург

пр. Тореза, д. 68 Е

Пятидесяти кубовый двигатель скутера. Четырех или двухтактный?

Д

Всего лишь несколько лет назад на подавляющее большинство скутеров и мопедов с объемом двигателя до 50сс устанавливали исключительно двухтактный двигатель скутера. Сейчас же ситуация кардинально изменилась. Найти новый двухтактный скутер становиться все сложнее и сложнее. Причем если китайские производители все же еще выпускают такие скутера, то японцы и европейцы отныне производят исключительно четырехтактники. Хотя на довольно обширном вторичном рынке, найти двухтактный скутер из страны восходящего солнца пока еще не проблема.

Ситуацию «усугубляют» и многие скутеристы, которые на различных тематических форумах яростно утверждают, что мол, двухтактный двигатель скутера это чистой воды анахронизм и смотреть на них вообще не стоит. Но так ли это на самом деле? Действительно ли в категории до 50сс , четырехтактный двигатель скутера обладает значимым преимуществом? Давайте попробуем объективно разобраться и выяснить все преимущества и недостатки двухтактников и четырехтактников. Предупреждаю, что все приведенные ниже аргументы действительны только для скутеров с объемом двигателя до 50сс. Так как для скутеров с большим объемом преимущество четырехтактного двигателя очевидно. Для начала вкратце разберем принцип работы четырехтактного и двухтактного двигателей.

Четырехтактный двигатель скутера

Как можно понять из названия, рабочий цикл четырехтактного двигателя делиться на четыре такта:

  1. Первый так – впрыск. Во время этого такта топливная смесь из бензина и воздуха впускается в цилиндр. При этом впускной клапан остается открытым, а выпускной закрытым. Поршень движется вниз к нижней мертвой точке. Важно чтобы, топливная смесь имела правильные пропорции. Если смесь переобогащена, будет сгорать не все топливо и двигатель скутера будет сильно коптеть. Наоборот слишком бедная смесь приведет к сильной потери мощности и к большой нагрузке на кольца
  2. Второй такт – сжатие. После подачи топливной смеси, впускной клапан закрывается, и поршень начинает движение вверх от нижней мертвой точки, при этом создается необходимая для зажигания компрессия.
  3. Третий такт – рабочий ход. Когда поршень находиться около верхней мертвой точки происходит воспламенение топливной смеси с помощью искры. От взрыва поршень движется вниз, сильно нажимая на коленчатый вал через шатун. В итоге происходит передача энергии и совершается рабочий ход. Очень важно, чтобы зажигание происходило в правильный момент. Если воспламенение будет происходить слишком рано, то весь двигатель скутера и в частности вся цилиндропоршневая группа, будет испытывать слишком большую нагрузку. Если слишком поздно, то часть топливной смеси будет догорать уже в выхлопной системе, а выпускной клапан может перегреться.
  4. Четвертый такт – выпуск. После рабочего хода поршень снова движется вверх, выталкивая отработанные газы, через выпускной клапан в выхлопную систему, которые через глушитель выводятся в атмосферу.

Двухтактный двигатель скутера

Двухтактный двигатель скутера обладает гораздо более простым строением. В отличии от четырехтактного в нем отсутствует такт впуска и такт выпуска. Есть лишь такт сжатия и такт рабочего хода. А вместо клапанов установлены впускной и выпускной коллектор. Правда, впускной коллектор все же оснащается обратным клапаном, который не дает топливной смеси выйти обратно в карбюратор во время такта сжатия. Впускной и выпускной коллекторы установлены на разных уровнях и во время работы цилиндр поочередно, то «открывает», то «закрывает» их.

Сам же рабочий процесс у двухтактного двигателя происходит следующим образом:

  1. Начиная движение от нижней мертвой точки поршень поочередно перекрывает сначала впускной коллектор, а затем выпускной. В верхней мертвой точке происходит воспламенение ранее впрыснутой топливной смеси и начинается рабочий ход.
  2. Во время рабочего хода, поршень открывает выпускной коллектор и отработанная смесь выбрасывается в глушитель. Затем открывается впускной коллектор и топливно-воздушная смесь поступает в цилиндр из кривошипной камеры. Снова начинается такт сжатия. В саму же кривошипною камеру топливо попадает во время такта сжатия, когда поршень перекрывает выпускной коллектор, и тем самым создавая разряжение. Это разряжение и всасывает топливную смесь в кривошипную камеру

Поскольку во время такта сжатия часть топливной смеси неизбежно вылетит через выпускной коллектор еще до воспламенения, двигатель скутера часто оснащают глушителем, который выполняет функции резонатора. Резонатор это, по сути два направленных на встречу друг другу конуса различной длины. Он позволяет во время рабочего хода вернуть назад в цилиндр часть неотработанной топливовоздушной смеси, повысив тем самым топливную эффективность скутера.

Рассмотрим же теперь какими преимуществами обладает четырехтактный двигатель скутера над двухтактным и наоборот.

Четырехтактный двигатель скутера. Преимущества и недостатки

Основными преимуществами, которыми обладает четырехтактный двигатель скутера, и к которым постоянно апеллируют, те, кто устанавливает такой двигатель на аппараты с кубатурой до 50сс, это его экономичность и экологическая чистота.

В принципе, всё верно, четырехтактный двигатель скутера действительно потребляет меньше бензина, кроме того он не сжигает масло вместе с топливом, что также положительно сказывается как на экономии, так и на экологической чистоте. Также четырехтактный двигатель скутера меньше шумит, пыхтит, вибрирует и в целом комфортней в езде.

Но вместе с тем, он гораздо дороже стоит, больше весит, сложнее и дороже в ремонте. Кроме того удельная мощность при той же кубатуре у четырехтактника гораздо ниже, чем у его двухтактного коллеги.

Двухтактный двигатель скутера. Преимущества и недостатки

Главным преимуществом двухтактника является его простота и дешевизна. Двухтактный двигатель скутера обладает гораздо меньшим количеством деталей, имеет меньшую массу и размеры, он намного проще в ремонте. Кроме того двухтактный двигатель скутера примерно на 60-70% мощнее чем четырехтактный двигатель скутера с такой же кубатурой. Так как двухтактник совершает весь рабочий цикл за 1 оборот коленчатого вала, а не за 2 как четырехтактник.

Конечно, за это приходиться платить увеличенным расходом бензина и масла, а также меньшим комфортом при езде из-за более высокого уровня шума и вибрации.

Итоги

Резюмируя, хочу сказать, что, по моему мнению, установка четырехтактного двигателя на скутера кубатурой в 50сс это скорее новомодная тенденция вызванная порой иррациональны стремлением к экологичности и экономичности, чем объективный технический прогресс.

На самом деле четырехтактный двигатель скутера объемом в 50сс обладает настолько малой мощность, что китайские производители зачастую врут, оснащая свои аппараты двигателями в 65сс или даже 82сс, при этом выдавая их за 50сс. Естественно, что чем больше объем, тем больший расход топлива. Японские производители никогда не врут на счет кубатуры своей продукции и добиваются от 50сс четырехтактника нормальной мощности путем применения более дорогих технологи, что сказывается на цене. Учитывая, что скутера с объемом в 50сс используются в основном для поездок на малые расстояния, японский четырехтактник, вряд ли окупит свою стоимость за время эксплуатации по сравнению с китайским двухтактником.

Бытует мнение, что четырехтактный двигатель скутера более надежен, так как лучше смазывается. Но объективность этого тезиса можно поставить под сомнение, учитывая, что двухтактник обладает меньшим количеством деталей, которые могут поломаться. Кроме того, для скутеров со столь малым объемом куда важнее будет не возможность долгой работы без поломки, а возможность эту поломку оперативно устранить с помощью подручных средств. Так что и здесь двухтактный двигатель скутера обладает преимуществом.

Написать комментарий
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
0
0
phone