Цилиндропоршневая группа является сердцем любого двигателя внутреннего сгорания. И по тому, нуждается в своевременной и правильной диагностике. Наиболее простым и эффективным способом понять то, что поршневая на скутер нуждается в замене, это измерение компрессии ( сжатия). Делать это нужно лишь с помощью специального прибора - компрессометра. Какие либо другие, «дедовские» методы проверки компрессии сложно назвать даже приблизительно точными. Прибор же, позволяет достаточно эффективно оценить состояние всей ЦПГ. Тем не менее, чтобы получить объективные показания, и понять требует ли поршневая на скутер замены, следует выполнять ряд простых правил:
- При измерении компрессии, следите, чтобы компрессоометр был плотно закручен. Для правильной работы прибору нужна сто процентная герметичность.
- Перед тем как измерять компрессию, не забудьте прогреть двигатель. Если двигатель не прогрет или прогрет не достаточно сильно, то топливная смесь не будет достаточно расширяться (от нагревания). В результате получим сильно заниженную компрессию.
- Никогда не измеряйте компрессию от заводной ножки ( кикстартера ). Дело в том, что от ударных сжатий при пуске двигателя с помощью кикстартера образуется сильное давление, которое завысит значение степени компрессии. По этому, измеряйте компрессию двигателя только с помощью электростартера. При работе стартера в цилиндре создается почти такое же давление, как и при нормальной работе двигателя. Естественно, если ваш скутер не оснащен электростартером на вас это правило не распространяется.
- Измеряйте компрессию только при полностью заряженной аккумуляторной батарее. Если подразряженный аккумулятор будет крутить стартер, и соответственно коленчатый вал, слишком медленно, то появляется большая вероятность того, что часть газов успеет просочиться через замки колец и/или клапана. Как результат, опять получим заниженную компрессию.
- Для того чтобы камера сгорания в верхней мертвой точки была полностью заполнена топливной смесью, заслонка дросселя должна быть полностью открытой. То есть нужно, чтобы ручка газа была откручена на максимум. Иначе сжатие будет начинаться с давления, которое ниже атмосферного, что опять же, приведет к заниженным результатам.
- Если ваш скутер двухцилиндровый то для получения максимально точных результатов, перед тем как измерять компрессию выкрутите свечи из обоих цилиндров, а не только из тестируемого. Так как стартер не должен тратить энергию на создание давления в другом цилиндре. Если этого не сделать, то вы вероятнее всего получите заниженные результаты компрессии.
Оценка результатов теста
После того как было произведено измерение степени компрессии в цилиндре, необходимо правильно оценить полученные данные. Для подавляющего большинства скутеров нормальное значение компрессии находиться в пределах от восьми до десяти атмосфер. Но при этом хорошая компрессия может равняться и одиннадцати атмосферам. Важно понимать, что чем выше давление в цилиндре тем выше КПД двигателя, так как меньше газов возвращается в картер через кольца, и на оборот больше газов совершает полезную работу. Если же компрессия ниже восьми то это явное свидетельство того, что поршневая на скутер нуждается в замене. Чаще всего компрессия падает из-за износа колец. Но стоит понимать, что новая поршневая, на скутер устанавливается исключительно всем комплектом. Ни в коем случае не следует пытаться сэкономить, меняя только кольца. Дело в том, что кольца и цилиндр изнашиваются не равномерно по кругу, а по эллипсу. И поэтому установка новых колец на изношенный цилиндр либо даст временный эффект, либо вообще ни приведет, ни к каким улучшениям. В худшем случае, вы рискуете настолько сильно испортить «геометрию», что ситуация может даже ухудшиться. По этому не рискуйте и меняйте поршневую комплектом, вместе с кольцами и цилиндром.
Кроме того, если компрессия слишком слабая (ниже шести атмосфер) это может свидетельствовать о износе прокладок на цилиндре или о том, что болты на головке цилиндра( шпильки ) затянуты слишком слабо или неравномерно.
Оценка состояния поршневой без копрессометра
Но что же делать, если проверка состояния цилиндропоршневой группы с помощью компрессометра, по каким либо, причинам не представляется возможной. Понять, что поршневая на скутер нуждается в замене можно и без этого прибора. Достаточно лишь обратить внимание на несколько основных признаков, которые свидетельствуют об износе поршневой:
- Если поршневая на скутер изношенна, то это сильно отобразиться на максимальной мощности двигателя. Так как газы вместо того чтобы исполнять полезную работу и «толкать» поршень, будут прорываться обратно в картер сквозь изношенные кольца и/или прокладки цилиндра. Также изношенная поршневая на скутер может сказаться на расходе топлива, так как приводит к общему уменьшению КПД.
- Изношенная поршневая на скутер приведет также к нестабильной работе двигателя на холостых оборотах. По тому следите насколько ровно работает ваш двигатель, когда на него нет нагрузки.
- Всегда «слушайте» двигатель и отмечайте любое появление странных и несвойственных исправному мотору звуков. Будь то позвякивание или тарахтение. Исправная поршневая на скутер не будет издавать лишних шумов. В частности позвякивать и цокать могут изношенные кольца.
- Нуждающаяся в замене поршневая неизбежно приведет к затрудненному старту холодного двигателя.
- Если ваш аппарат вдруг начал сильно дымить это верный признак того, что поршневая на скутер износилась. Особенно это касается четырехтактных двигателей. Дело в том, что масло у четырехтактников вообще не должно попадать в камеру сгорания и любое дымление свидетельствует о том, что это условие нарушилось. Скорей всего изношенные маслосъемные кольца не «сдвигают» масло и оно попадает в камеру сгорания. Но даже двухтактные двигатели не должны дымить уж чересчур, сильно.
- Как уже говорилось выше, если у вас четырехтактный двигатель, изношенная поршневая на скутер может начать «есть» масло чего происходить не должно, так как масло на четырехтактнике находиться в специальной масляной ванне. В результате, в особо запущенных случаях, расход масла может доходить до пятисот грамм на тысячу километров. Поэтому, всегда следите за уровнем масла.
- Еще одним, косвенным, признаком того, что поршневая на скутер изношенна может служить отсутствие ощущения сопротивления при пуске двигателя с помощью кикстартера. Если кольца поршня изношенны, то газы будут проникать сквозь них назад в картер, что и приведет к тому, что рабочий ход ножки кикстартера станет слишком уж слишком легким.
Конечно, понять, что поршневая на скутер нуждается в замене можно и чисто визуально, сняв цилиндр и внимательно осмотрев его. При сильном износе, на поршне можно будет увидеть следы нагара черного или коричневого цвета. Это свидетельствует о том, что газы прорываются сквозь кольца из-за того, что те неплотно прилегают к цилиндру. А значит и давление на поршень оказывается уже значительно меньшее, чем надо.
Новая поршневая на скутер устранит все вышеперечисленные проблемы и даст вашему аппарату вторую жизнь.