Как только в продажу поступили первые модели китайских «мотоконей», водители тут же начали возмущенно причитать, что все запчасти для скутеров китайского производства отличаются недолговечностью и непрактичностью. Но прошло время, и ситуация изменилась. Теперь нарекания можно услышать не по поводу самих мотодеталей, а креплений. То, как соединены между собой узлы и агрегаты заводской сборки, иногда оставляет желать лучшего, но если разобраться, то эта ситуация не так уж критична, как привыкли о ней думать многие любители. Проверить крепеж и качество соединения можно самостоятельно: вся процедура довольно легкая и не займет много времени.
Поскольку большинство нареканий современных мотоводителей связаны именно с моментом недотянутых креплений, то оставляет запчасти для скутеров в покое (им посвящено и так большое количество статей), и остановимся более детально как раз на соединительных гайках, креплениях узлов и остальных соединений, которые обязательно присутствуют в каждом скутере.
Вырабатываем себе правило: перед каждой поездкой проверяем все имеющиеся соединения, и по мере необходимости дотягиваем их. Многие, проведя эту процедуру сразу после покупки нового китайского скутера, ошибочно предполагают, что им уже не нужно возвращаться к этому вопросу. Но продвинутые скутеристы знают, что как раз постоянное ослабление подтянутых ранее соединений и выступает главной опасностью. А качества, которыми обладают отдельные запчасти для скутеров, - это уже второстепенный вопрос, который будет напрямую зависеть от заводского проектирования крепежных элементов и узловых соединений.
Не стоит переживать и постоянно проверять весь имеющийся на скутере арсенал креплений. Стоит время от времени обращать внимание на те или иные мотодетали, а со временем придет необходимый опыт, и вы уже точно будете знать, какое расстояние выдерживает каждое базовое соединение. Также следует проводить визуальный осмотр, проверяя гайки, болты и саморезы на появление сколов, трещин и прочих дефектов. Они могут за очень короткое время привести данное соединение в нерабочее состояние.
Как только такая поломка была обнаружена, следует немедленно заменить испорченную деталь.
Есть одна особенность, которую следует соблюдать, если узел скутера имеет соединение, состоящее из нескольких болтов. Их ни в коем случае нельзя затягивать один за другим, только через один или лучше всего крест-накрест. Только в таком случае удастся добиться максимально прочного крепления, требуемой величины.
В китайском скутере особо важная роль отводится величине затяжки, поскольку соединения могут состоять из хрупкого металла. И если приложить повышенную силу, то легко можно сорвать резьбу и совсем испортить крепление.
Ниже приведены основные максимальные величины тех усилий, которые можно применять в китайских моделях скутеров в зависимости от узла:
- гайка оси на переднем колесе – 60,
- гайка крепления на заднем колесе – 130,
- болт крепления на переднем амортизаторе – 44,
- верхний болт крепления на заднем амортизаторе – 44,
- нижний болт крепления на заднем амортизаторе – 29,
- гайка крепления руля – 44,
- гайка рулевой колонки – 44,
- болт-штуцер шланга на тормозной магистрали – 29,
- болт крепления суппорта на дисковом тормозе – 29,
- болт крепления на рабочем тормозном цилиндре – 9,
- гайка болта на двигателе – 60,
- гайка кронштейна на двигателе – 44,
- болт на рычаге заднего тормоза – 9,
- винт на педали кик-стартера – 20,
- винт на кожухе головки цилиндра – 4,
- болт на кожухе крыльчатки – 12,
- гайка на головке цилиндра – 18,
- свеча зажигания – 18,
- болт на впускном патрубке – 12,
- винт на крыльчатке – 12,
- гайка на роторе магнето – 50,
- винт на статоре магнето – 12,
- винт на датчике «Холла» - 5,
- винт на масляном насосе – 9,
- болт на правой половине картера – 12,
- болт на прижимной пластине подшипника – 12,
- шпилька цилиндра – 18,
- болт на креплении стартера – 12,
- винт на креплении левой крышки картера – 12,
- болт на креплении левой крышки картера – 12,
- гайка на ведущем шкиве вариатора – 38,
- гайка на ведомом шкиве вариатора – 38,
- гайка сцепления – 60,
- болт на крышке редуктора – 12,
- болт на маслосливном отверстии – 25,
- болт на тормозном диске – 27,
- контргайка на подшипнике рулевой колонки – 40,
- гайка на левой половине картера – 22.
Проверять величину каждого усилия необходимо динамометрическим ключом, у которого имеется либо отсекатель, срабатывающий при достижении необходимого усилия, либо указатель момента.